Мечи МурамасаМечи Мурамаса - единственные клинки, за всю историю холодного оружия, которые подвергались гонениям.
Это уникальный случай в истории, когда ношение мечей мастера не просто запрещалось, но и влекло за собой наказание вплоть до смертной казни.
Великий Токугава, объединитель раздробленной феодальной Японии, верил, что обладание таким мечом является прямой угрозой для его семьи и власти.
>>>
К мечам в Японии относились с преувеличенным почтением, в феодальную эпоху мастера изготавливающие мечи были людьми благородного происхождения. Они вели религиозную жизнь и должны были воздерживаться от любых излишеств. Мастера проходили специальные ритуалы посвящения и очищения. Считалось, что характер и личные качества мастера отражаются и магическим образом воплощаются в выкованных им клинках. В этой связи чаще всего упоминается мастер Сэндзо Мурамаса. Он родился в 1341 г. в деревне Сэндзи и был учеником великого мастера Масамунэ. Его мастерская находилась в маленьком селении Кавана, провинции Сагама (Сосю). Этот незаурядный человек был «превосходным кузнецом, но при этом обладал вспыльчивым и неуравновешенным характером, граничащим, с безумием, который, как считалось, передавался и его клинкам… Считается, что Мурамаса умели заковывать в свои клинки духов и заклинания.
Считалось, что мечи Мурамаса жаждят крови и подталкивают своих владельцев к убийству или самоубийству.
Считалось, что извлеченный из ножен клинок Мурамаса должен непрменно окраситься кровью, прежде чем возвратиться обратно в ножны. И если хозяин не позаботиться напоить мечь чужой кровью, то клинок напьется кровью самого хозяина.
А еще считалось, что проклятье клинков направлено просив клана Токугава, который правил Японией в эпоху Эдо (1603-1868), легенда гласит, что Мурамаса был не согласен с политикой Токугавы Иэясу, который стремился завладеть властью над всей Японией, поэтому вложил в свои мечи проклятье для его семьи. >>>
Дело в том, что клинки Мурамаса - и это документально подтверждено - приносили несчастья членам семьи Иэясу Токугава. Доподлинно известно, что с мечами этих мастеров связана череда смертей и несчастных случаев в династии великого Иэясу.
В 1535 Киёясу, дед первого Сёгуна Токугава Иэясу, был убит своим слугой Абе Масатоё. Киёясу, как говорили, был перерублен пополам клинком Мурамаса.
В 1545, Матсудаира Хиротада (отец Иэясу) был смертельно ранен Иваматсу Хачия, при этом нападавший был вооружен мечом Мурамаса.
Сам Иэясу в детстве также серьезно ранил себя собственным вакадзаши авторства Мурамаса.
Когда в 1579 году Ода Нобунага приговорил к сеппуку Нобуясу, сына Иэясу, секундант отрубил ему голову катаной Мурамаса.
В битве при Сэкигахара, после поражения Ишида и Кониши в 5 год Keicho, один из генералов Иясу (Oda Kawachi no Kami) Нагатакэ разрубил своим яри шлем Тода Сигэмаса, и Иэясу захотел посмотреть на столь острое оружие. Изучая клинок, он порезался и сказал, что должно быть, его выковал Мурамаса, как в последствии и оказалась.
В итоге Токугава решил уничтожить все клинки Мурамаса, принадлежавшие его семье. Примеру Токугава последовали и другие. Более того, в течение ста лет после смерти Иэясу Токугава, ношение и хранение этих мечей сурово каралось. Так в 1634 Таканак Уме но Сукэ Шигеёши, судью Нагасаки, приговорили к совершению сеппуку, когда обнаружили, что он хранил 24 клинка Мурамаса.
Не смотря на высокое качество закалки и исполнения, официальные эксперты, такие как Хонами Котобу, называли подобные клинки низменными, кровожадными и недостойными и вычеркивали их из реестров своей гильдии. Клинки же Масамунэ, учителя Мурамасы, напротив считались не только качественными, но и «высоконравственными».
Но так как мечи были совершенными по своим боевым характеристикам, многие самураи пытались сохранить их: прятали, перековывали подпись мастера, чтобы можно было сделать вид, что это меч другого кузнеца... В итоге, по некоторым подсчетам до наших дней дошло всего порядка 40 мечей Мурамаса, что крайне мало. Из них только четыре находятся в музейных коллекциях, остальные - у частных коллекционеров.
На самом деле Мурамаса — это целая династия оружейников.
Согласно общепринятой версии, первым в этой семье великих мастеров был Сэнго Мурамаса, который работал в поздний период эпози Муромати (около 1460 года). Он получил духовное имя Нюдо Мёдаи, но подписывался всегда светским именем — оно состояло из двух иероглифов, которые можно увидеть на хвостовике меча:
Вторым в династии был его сын, которого также звали Сэнго и он подписывался точно такими же двумя иероглифами — Сэнго Мурамаса.
Его сын также стал оружейных дел мастром, а подписывался как Мэису Кувана дзю Мурамаса.
Историки до сих пор теряются в догадках — сколько же на самом деле поколений было в этой династии. Дело в том, что мастера Муромаса не утруждали себя проставлением дат, и до наших дней дошел всего один меч с датой. Судя по всему, это меч второго Мурамаса. Однако, если это на самом деле так, первый Мурамаса никак не мог жить в то же время, что и его предполагаемый учитель Масамунэ. Между тем, большинство старинных книг и хроник настаивают на том, что между двумя этими величайшими мастерами существует преемственность.
Исходя из этого факта историки сделали предположение, что в династии было еще одно поколение — четвертое — о котором не осталось никаких упоминаний в летописях.
Как бы то ни было, мечи Мурамаса известны, прежде всего, благодаря своим невероятным характеристикам и связанным с ними мистическим историям. Мечи отличались невероятной остротой и такими качествами, что обладать ими считали за честь выдающиеся самураи.
Характеристики мечей Мурамаса
В книгах по оружейному искусству, которые были написаны много позже после жизни Мурамаса утверждается, что их мечи больше похожи на традицию Мино, а не Масамунэ. Но по сути, мечи сочетают в себе характеристики и той, и другой традиции.
Мечи всех троих (или четверых) мастеров обладали следующими характеристиками:
— Лезвия были следующих форм: катана, вакидзаси, танто, несколько тати и совсем мало яри (копье). В целом по форме они соответствовали лезвиям Мино, за исключением того, что клинок был более широким и тонким, линия синоги размещалась выше, острие длиннее.
— Текстура поверхности — итамэ-масамэ (прямая слоистость).
— Цвет поверхности — чистый темно-синий с ниэ (относительно крупнозернистые зеркально-подобные частицы мартенситы на линии закалки).
— Линии закалки волнистые или по форме напоминающие голову божества Дзидзо.
— Линия хамон с одной стороны клинка практически зеркально повторяет хамон противоположной стороны. Кроме этого, хамон мастера с очень мелкими деталями, практически касающийся ха.
— Гравировка на клинке встречается редко, чаще бывают желобки.
— Хвостовик формы «живот рыбы».
— Хамон с поверхностью нанако (поверхность в виде «икры рыбы»), в которой гранулы расположены диагональными линиями с образованием ромбиков, или нотарэ — волнистая линия, смешанная с хако (неровная линия с «коробочками»), многие с укрупнением к рукояти. Основание линий часто продолжается до края, иногда с аси (тонкие секторы мягкой стали на клинке, идущие до самой режущей кромки лезвия). Цвет якибы (закаленной части клинка) чистый кристалльный белый с голубоватым оттенком.Смотреть клинки
Фотографии по ссылке представлены в виде самосменяющихся слайдов. Свет падает под таким углом, что прекрасно виден хамон и другие структуры поверхности лезвия.
читать дальше
Sengo Muramasa
period: Muromachi Koto (ca. 1500)
designation: NBTHK Tokubetsu Hozon
nakago: ubu, two mekugiana (both original)
mei: Muramasa
nagasa: 12.2cm
price: -sold-